[полезные материалы]
Разработка концепции проекта и контент-стратегии
для интернет-магазина свежеобжаренного кофе CoffeeFancy

Иногда кажется, что надо просто продавать. Особенно, когда речь про конкретный товар, который можно увидеть, пощупать, попробовать. Моя личная практика показала: без контент-стратегии можно скатиться в попытки угодить всем и в итоге потерять деньги, да и вообще закрыть проект.

В этой статье честно, подробно и наглядно делюсь тем, как вместе с мужем мы запустили интернет-магазин свежеобжаренного кофе, как я разрабатывала контент-стратегию и как сама же нарушала ее.
Дано: в 2015 году году я работала в команде Константина Довлатова, а мой муж трудился в сфере строительства и ремонта. Я оказалась в ситуации давления со стороны некоторых сотрудников, которые в течение года забрасывали меня токсичными и некорректными комментариями к моим текстам. У моего мужа тоже возникли сложности: он профессионально облицовывает плиткой любые поверхности и справляется даже с дизайнерскими сложными проектами, но все равно конкуренция со стороны приезжих нелегалов сказалась на его доходе. Мы решили: пора запустить свой бизнес.

Как мы выбирали нишу: в 2008 году мы начали встречаться и в течение почти 2 лет посещали все доступные кофейни, покупали молотый кофе на развес, а потом купили кофемолку и начали экспериментировать с зерном. Поэтому в 2015 году мы подумали: почему бы не превратить нашу личную страсть к кофе в источник дохода? Тем более, что хорошего зерна в нашем городе было очень мало и чтобы его найти, приходилось потратить деньги на что-то менее вкусное и действительно радующее вкусовые рецепторы.

Особенность проекта: мы пошли в достаточно новую на тот момент нишу Specialty-кофе. По крайней мере, для Крыма. Пока 90% людей предпочитали Жакей и Жардин, мы говорили о том, что в кофе могут быть десятки необычных вкусовых оттенков и он не должен быть пережаренным.

Что мы сделали:

  • Я разработала концепцию и название: CoffeeFancy с английского кофе + страсть. Мы хотели продавать людям такой кофе, который они, как и мы с мужем, страстно полюбим. Одна из наших целей была такой: показать нашим клиентам, что не обязательно забрасываться кофеином, чтобы проснуться утром. Этим напитком можно (нужно!) наслаждаться.
  • После этого у меня родилась идея логотипа: стаканчик, который обнимают руки. Позже они показывали сердечко. Мне было важно, чтобы на упаковке и на всех площадках отражалась наша концепция страсти и любви к хорошему кофе.
  • Около 2 месяцев мы заказывали небольшие партии у разных обжарщиков. В первую очередь, оценивали вкус кофе, но еще обращали внимание на скорость обжарки, скорость доставки и клиентский сервис.
  • Параллельно нашли компанию, у которой была подходящая для нас упаковка: мы планировали продавать кофе по 100 грамм, 50 грамм, пробники на 7 и 14 грамм. Когда клиенты распробовали, добавили фасовку 250 грамм и 1 килограмм.
  • Зарегистрировала домен и запустила сайт типа интернет-магазин, чтобы клиенты могли сразу делать заказ, увидев нужный кофе.
  • Сразу же запустила соц.сети: зарегистрировала аккаунты в ВК и Инстаграм.
  • Пока мы решали организационные вопросы, я пошла учиться в Нетологию в программу по контент-маркетингу. Свой диплом я писала по CoffeeFancy. Защитила на «отлично» в момент, когда у нас начинались продажи.
Что получилось хорошо:

Что бы ни говорили мои коллеги, считаю, мы сделали правильно, когда попросили профессиональную переводчицу находить картинки на Pinterest и статьи с интересными рецептами на зарубежных площадках. Возможно, я не до конца правильно адаптировала этот контент, но сейчас я считаю, что причина была в другом. Проект только запускался и людям было не очень понятно, почему, например, рецепт кофейного напитка должен быть основан именно на нашем кофе. По крайней мере, на момент, когда мы запустили CoffeeFancy, остальные кофейники не особо заморачивались на контент-маркетинг, так что мы фактически были первыми.

С этой девушкой у нас был классный контент-план и то, что я сейчас называю кладовку идей: мы складывали все находки на одной доске, она прямо там писала перевод и я забирала в работу и на размещение. Очень удобно, когда в команде больше одного человека.
При первой возможности я начала делать собственные фотографии. Сложность продажи кофе в том, что картинка должна передавать вкусовые особенности. Поэтому, например, для ароматизированного кофе «Лесной орех» я покупала шоколадки Nuts и отдельно натуральный фундук.

На сайте использовала только наши фотографии. Кофе и так нельзя потрогать и понюхать, пока его не доставили. Так мы показывали, что этот продукт действительно есть в наличии и мы можем его доставить. Я старалась передать то настроение и состояние, которое можно получить, когда вы пьете наш кофе.

При заказе на сумму от 500 ₽ мы дарили пробники. Я старалась подобрать так, чтобы по вкусу они были более оригинальными, чем стандартный заказ. Пробники выглядели как большие стики известных брендов кофе и содержали около 7 грамм, чего достаточно для 1 чашки хорошего напитка.
Важный нюанс: мы предлагали кофе в зерне и молотый. Причем, второй вариант реализовывался перед самой доставкой. Мы сразу предупреждали: только кофе в зерне лучше всего хранит свой аромат и вкусовые качества, а молотый может не дать таких ощущений. Но просьба клиентов была логичной: кто-то заказывал на работу, кто-то просто не хотел тратить деньги на кофемолку, поэтому мы старались сделать максимум, чтобы до них все-таки дошли эти божественные ароматы.

Позже мы добавили классный какао. Настолько плотный, что многие называли его горячим шоколадом. Это помогло разбавить ассортимент и повысить средний чек. Как и с остальной продукцией, я придумала отдельное название и дизайн упаковки.

Именно с какао получилось реализовать идеальный контент-маркетинг: я писала продающие посты, пробовала разные рецепты, делала фотографии получившихся вкусностей и объясняла, как пользоваться нашим продуктом, чтобы это было действительно вкусно.

Иногда я сочетала рецепт с использованием KakaoTime, чтобы тонко намекнуть: вкусные десерты лучше употреблять с нашим кофе :)

Опробовали коллаборацию с аэропортом. Моя знакомая попросила разработать линейку специально для тех, кто возвращается из поездки в Крым домой, в Россию или куда-то дальше. Так появился продукт «Кофе Крыма», в котором я снова была и дизайнером, и копирайтером: разработала логотип, дизайн упаковки и тексты.

Для объемных заказов у нас были крафтовые пакеты, которые я лично вручную подписывала для каждого клиента. Такая фишка очень нравилась людям, а мне было приятно, что они видят заботу и клиентский сервис, а не мой кривоватый почерк :)

Мы репостили и благодарили за все отзывы. Кто-то мог бы сказать, что фото клиентов ужасные, но мы были рады буквально всей обратной связи. Я считала и считаю: не у каждого есть навык фотографирования, но это не делает человека нелюбимым клиентом и недостойным, чтобы его отзыв был показан остальным.
Очень наглядный и полезный опыт.

Один раз я запустила акцию и она не сработала. Огорчилась.

Второй раз запустила и распространила среди клиентов и тех, кто интересовался нашим кофе. Мы продали всю свежеобжаренную партию. Так в 2017 году я поняла вроде бы банальный принцип: контент должен распространяться, а не просто публиковаться. Продажи будут, когда люди видят, знают, доверяют.

На новогодние праздники запустили специальную праздничную упаковку.
Где мы нафакапили:
  • Открыли небольшой офис только потому, что одна из знакомых сказала: «Вот если бы можно было прийти и лично увидеть этот кофе…» Она так и не пришла к нам, а мы влетели на деньги. Офис находился в целом в удобном месте города, но там был ремонт. Представьте: вам нужно подняться на третий этаж через шум перфоратора и тучу пыли, чтобы зайти в офис и пытаться ощутить аромат кофе.
  • Вообще не просчитали экономику. Мы просто продавали кофе, с трудом выходили в ноль и иногда даже немного зарабатывали.
  • Желание угодить клиенту доходило до абсурда: приходил заказ на 500 ₽ и мой муж тащился с 2-3 пересадками на другой конец города, чтобы выслушать, что в одном из 5 пробников на самом дне найдено кофейное зерно. Другая история: клиентка заказала доставку на субботу на 7 (!!!) утра, хотя мы не работали в выходные. Но мой муж все равно поехал, чтобы узнать: она решила, что не поедет в это время в город, и заказ нужно вести к 8 утра в совсем другой район. При этом она каждый раз находила к чему придраться и постоянно выцыганивала скидки.
Почему все закончилось?
Мы закрыли CoffeeFancy в 2018 году по нескольким причинам и вплоть до 2019 года иногда отправляли заказы самым лояльным и постоянным клиентам. Я поняла, что хочу большего, чем просто писать тексты. Когда ведешь свое дело, начинаешь совсем по-другому смотреть на создание контента. Так я пошла глубже в интернет-маркетинг и более системные тексты. Муж вернулся к строительству и ремонтам. Так свое дело помогло нам понять, чего мы хотим на самом деле и что иногда нужно отстаивать свою позицию и более продающе показывать свою работу.

Периодически мы обсуждаем, а не воскресить ли CoffeeFancy? Для этого есть все, что нужно: классная концепция, уже узнаваемый логотип, база клиентов, классный продукт и более системное, стратегическое понимание, как все это продвигать через контент и инструменты маркетинга. Пока это только идея, но кто знает, что будет еще через пару лет :)
Вам не нужно проходить такой же путь —
готова разработать для вас контент-стратегию с учетом знаний копирайтинга, контент-маркетинга и этого шикарного опыта с CoffeeFancy
Ваши данные в полной конфиденциальности
Также со мной можно связаться через мессенджеры — выбирайте удобный вариант
Made on
Tilda